Где и как сооружают российскую трассу "Формулы 1"
Чтобы подготовить сочинскую почву для строительства трассы, которая примет Формулу-1 в 2014 году, застройщикам пришлось сменить 270 тысяч тонн грунта, осушить болото и спрятать кладбище. «Мотор» побывал на месте возведения автодрома и увидел, на каком этапе находится стройка.
«Много столетий назад в Черном море произошел подъем земной коры: у самого побережья дно поднялось на 150 метров, – рассказывает руководитель дирекции по строительству и проектированию трассы Формулы-1 в Сочи Галина Чумакова. – На суше остался Кавказ, а между морем и горами образовалась ложбинка: это и есть Имеретинская низменность. Сейчас здесь строят Олимпийские объекты и гоночный автодром. Веками сюда стекала вся вода, попадавшая на окрестные горы, из-за чего в долине образовалось болото. В царские времена сюда отправляли в ссылку, а по всей низменности роились малярийные комары».
Галина Чумакова с гордостью показывает макеты зданий, строительные краны и первые этажи почти готовых зданий. Чумакова работает в Олимпийском проекте с 2006 года: за это время она успела стать вице-президентом центра «Омега», курирующего строительные работы на месте будущей зимней Олимпиады, а затем ее перевели на проект трассы Формулы-1. «В прошлом году проходили общественные слушания, а потом мы прошли экологическую экспертизу – с нее все начинается, ведь иначе нам просто не дали бы разрешение на строительство автодрома. Буква закона полностью соблюдена», – уверяет Чумакова.
Вице-президент центра «Омега» оправдывается не просто так: в июле экологи из общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» обвинили строителей гоночной трассы в несоблюдении экологических процедур. Как выяснилось, с точки зрения закона все в порядке, вот только уникальную экосистему Имеретинской низменности уже не вернешь: когда-то здесь были водно-болотные угодья с уникальной для России флорой и фауной. Ученые долго пытались добиться присвоения долине статуса орнитологического заказника, но вместо этого территорию решили использовать для строительства спортивных объектов.
Раньше в Имеретинской низменности располагались несколько совхозов и населенных пунктов – в общей сложности расселить пришлось 117 семей. Каждой выделили жилье в другом районе Краснодарского края, а также выплатили денежную компенсацию. Сложнее всего пришлось со старообрядцами, которые поселились тут еще в 1911 году: за два года до этого император Николай II лично выдал им землю в Имеретинской низменности «на вечные времена». В итоге выселили и старообрядцев – единственным напоминанием об их поселении останется кладбище, которое окажется внутри гоночного комплекса. Разрывать могилы не будут – вместо этого кладбище обнесут стеной, которую обещают «разрисовать».
«Нам пришлось выполнить все предписания, – продолжает Чумакова. – К примеру, для того, чтобы соблюсти нормы по уровню шума, мы построим три ряда шестиметровых стен между автодромом и поселком Мирный. А в районе восьмого поворота раньше был Черепаший остров ― мы за свой счет переселили всех черепашек в другое место».
Теперь в Имеретинской низменности ничто не напоминает о бывших жителях, черепахах и птицах с малярийными комарами – на въездах в долину стоят контрольно-пропускные пункты с металлодетекторами, а на территории низменности повсюду орудуют рабочие и строительная спецтехника.
Строительство трассы Формулы-1 началось полтора года назад. По традиции чемпионата мира, разработку проекта доверили архитектурному бюро Германа Тильке Tilke Engineering GmbH. Немецкая контора представила российской стороне несколько вариантов автодрома, а центр «Омега» совместно с будущим промоутером Гран-при России – компанией «Формула Сочи» – выбрал один из них.
Возведение Олимпийского парка и гоночной трассы на нестабильных грунтах Имеретинской низменности – нетривиальная задача. По наблюдениям метеорологов, здесь ежегодно выпадает по полторы тысячи миллиметров осадков. «Раньше тут была разветвленная сеть каналов, которая уводила воду в Черное море. Теперь мы делаем полноценную дренажную систему, – объясняет Галина Чумакова. – Дрены – это трубы с боковыми прорезями, по которым влага поступает на насосную станцию, где воду очищают, а затем выбрасывают в море на расстоянии двух с половиной километров от берега. Пока уровень водоотведения в нашей долине на нуле. Мы прокладываем дрены по земле, а к концу строительства они окажутся на глубине в два с половиной метра – над ними насыпят грунт и уложат дорожную одежду».
Близость моря также добавляет хлопот. В районе пятого поворота от кромки воды трассу будет отделять какая-то сотня метров – а дальше обрыв и течения со сложными завихрениями. «В море расположен разлом длиной 400 метров. Именно сюда в 2006 году упал самолет компании «Армавиа», – рассказывает Александр Богданов. – Если в этом месте сделать берегозащитные укрепления по стандартной технологии, то долго эти укрепления не проживут: грунт сползет в море. Раньше необходимости в подобном усилении не было, так как Имеретинская долина представляла собой обычное поле, на котором где-то что-то росло. Но когда вы на это поле посадили 25 зданий, которые весят миллионы тонн, вы придали почве колоссальную нагрузку. Все равно что нажать на гамбургер ― кетчуп вылезет».
Но самое трудное – это характер местной почвы. Из-за обильной заболоченности Имеретинская низменность не имела шансов превратиться в курортную зону: многие десятилетия территорию не осваивали, а когда Олимпстрой приступил к работам, зданиям ледовых дворцов достались лучшие участки. Ради трассы Формулы-1 пришлось менять 270 тысяч тонн грунта: инертный материал привезли из Лабинска на востоке Краснодарского края. Щебень похожего качества можно было взять и в соседней Абхазии, но местные предприниматели не воспользовались преимуществом территориальной близости – цена грунта оказалась выше российской, и в Адлерский район Большого Сочи пришлось гонять фуры с другого конца края.
Впрочем, даже масштабное замещение грунта на временной части автодрома не смогло сравниться по сложности с работами по облагораживанию так называемого «малого кольца» – постоянной части сочинской трассы. Здешняя заболоченность не покорилась ни инженерам Германа Тильке, ни их коллегам из Западной Европы. «Когда мы прокладывали трассы Формулы-1 в Китае и Южной Корее, то сталкивались с чем-то подобным, – вспоминает специалист Tilke Engineering GmbH Йорн ван Рэй. – Это нормально: автодромы всегда строят на самых дешевых участках – хорошие земли отдают под жилые дома и гостиницы. Но в той же Корее мы работали с однородной почвой, а в Сочи на одном участке встречаются три типа грунта. Это делает проектирование намного сложнее».
Чтобы укрепить почву, центр «Омега» обращался к трем компаниям: из Германии, Австрии и Финляндии. Каждый претендент вбивал в землю пробную сваю – и ни одна из них не выдерживала нагрузок. Фирмы просили за свои услуги от 430 до 500 тысяч евро – но никто не мог гарантировать, что конструкция устоит. Тогда строители трассы обратились к российским инженерам и нашли решение в Новосибирске. Научно-исследовательский институт из этого города предложил использовать слегка модернизированную технологию 1970-х годов, по которой через заболоченную местность азиатской части России прокладывали отдельные участки Транссибирской магистрали.
«Под сумасшедшим давлением в землю выстреливают смесь из камней и бетона, – объясняет Александр Богданов. – В эту смесь добавлены специальные полимеры, которые моментально твердеют, стоит им попасть во влажную среду. Получаются подземные столбы высотой 80 метров – они называются грунто-цементными сваями. Только эта технология позволила достичь нужных нам показателей по усадке». Сибирскую идею осуществили специалисты московского Научно-исследовательского проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института оснований и подземных сооружений (НИИОСП), а всего над проектом сверхпрочных свай работали пять НИИ со всей страны.
Здания, обслуживающие гонку Формулы-1, будут готовы к ноябрю 2013 года – после этого «Омеге» и Tilke придется уйти со стройплощадки, уступив место «Олимпстрою». На время февральской Олимпиады «формулические» боксы, башню управления гонкой и медицинский центр заполнят телевизионщики и волонтеры зимних игр – сооружения в паддоке окончательно перейдут в распоряжение автодрома только в апреле 2014-го. Близость Олимпиады заставила строителей ускорить возведение всех зданий: сейчас у многих из них готовы первые этажи, а на некоторых рабочие уже приступили к перекрытиям и верхним ярусам. С трибунами такой спешки нет – основные места для зрителей напротив стартовой прямой доделают летом 2014 года. Сам дебютный Гран-при запланирован на октябрь.
Примечательно, что все здания проектировались с учетом сейсмической активности, характерной для нестабильной Имеретинской низменности. За всю историю наблюдений в этой долине не было зафиксировано толчков интенсивнее трех баллов, однако непростой подземный рельеф заставляет опасаться более серьезных землетрясений. Застройщики сыграли на опережение: все сооружения выдержат толчки до девяти баллов.
Бюджет сочинской трассы, утвержденный в министерстве регионального развития, составил 7 миллиардов 890 миллионов рублей – и похоже, что эти деньги работают. Стройка ведется на каждом сантиметре Имеретинской низменности: рабочие снуют повсюду, а бетономешалки с грузовиками едва не попадают в пробки, спешно привозя инертный грунт и новое оборудование. Конечно, значительная часть этого действа относится к Олимпиаде, но и гоночную трассу не обижают: в бетонных конструкциях угадываются боксы, а будущие дороги уже размечены – если знать, куда смотреть, то с высоты птичьего полета можно увидеть очертания будущего автодрома.
«Я был на трассе Moscow Raceway за восемь месяцев до ее открытия, ― рассказывает советник президента Российской автомобильной федерации и владелец промоутерской компании «АСПАС» Игорь Ермилин. – Здания, которые строились на автодроме под Волоколамском, были в таком же состоянии, в каком они находятся сейчас в Сочи. Только здесь у строителей есть еще больше года. Они успеют».