Я часто замечаю, как родители, из лучших побуждений, платят детям за помощь по дому, за чтение, за успехи… А потом удивляются: «Почему ребёнок больше ничего не хочет делать просто так?».
Давайте разберёмся, почему финансовая мотивация у детей работает совсем не так, как нам хотелось бы.
Если вы хотите, чтобы ребёнок полюбил чтение, стал самостоятельнее, начал помогать по дому — не платите ему за это. Как только вы вводите денежную награду за естественную активность, вы меняете саму суть мотивации.
Сначала у ребят была внутренняя мотивация — удовольствие от действия. Они просто развлекались. Но как только появилось внешнее вознаграждение, оно стало главным мотивом. А когда его убрали — исчез и интерес.
В психологии это называется «сдвиг мотива на цель» или «функциональная автономия мотива». Говоря проще: ребёнок начинает делать что-то не ради самого действия, а ради награды. А потом — просто перестаёт делать.
Цепочка выглядит так:
Был интерес к действию (бить горшки)
Появилась оплата
Интерес сменился желанием заработать
Оплату убрали
Интерес не вернулся
Так платить или не платить?
Я не говорю, что финансовое вознаграждение — это зло. Но важно понимать, где оно разрушает, а где поддерживает. Есть вещи, за которые лучше не платить ребёнку.
Особенно:
Чтение
Помощь по дому
Забота о себе и других
Обучение
Когда ребёнок делает что-то сам — из желания, интереса, чувства ответственности — не лезьте туда с деньгами. Не превращайте это в сделку.
А вы как считаете — за что точно не стоит платить детям? Поделитесь в комментариях, очень интересно ваше мнение.
Источник
Осторожно, пубертат!
Давайте разберёмся, почему финансовая мотивация у детей работает совсем не так, как нам хотелось бы.
Когда деньги рушат внутреннюю мотивацию
Если вы хотите, чтобы ребёнок полюбил чтение, стал самостоятельнее, начал помогать по дому — не платите ему за это. Как только вы вводите денежную награду за естественную активность, вы меняете саму суть мотивации.
Притча, после которой все станет очевидно:
Притча про горшечника и хулиганов
Один мастер-горшечник страдал от того, что местные мальчишки приходили и бросали в его изделия камни. Никакие уговоры и угрозы не помогали.
Тогда он решил действовать иначе. Подозвал ребят и сказал:
— Вы такие меткие! Так здорово бросаете! Давайте я вам буду платить — две медные монетки за каждый разбитый горшок.
Мальчишки были в восторге. На следующий день они пришли снова — и снова били горшки, а горшечник честно платил.
Прошло несколько дней, и мастер сказал:
— Ребята, у меня почти не осталось денег. Смогу платить только одну монетку.
Хулиганы были не в восторге, но продолжили.
А через неделю он вовсе заявил:
— Я обанкротился. Теперь не могу вам платить. Если хотите, можете продолжать бесплатно.
На что мальчишки ответили:
— Нашел дураков, бесплатно посуду бить.
И ушли.
Что произошло?
Сначала у ребят была внутренняя мотивация — удовольствие от действия. Они просто развлекались. Но как только появилось внешнее вознаграждение, оно стало главным мотивом. А когда его убрали — исчез и интерес.
В психологии это называется «сдвиг мотива на цель» или «функциональная автономия мотива». Говоря проще: ребёнок начинает делать что-то не ради самого действия, а ради награды. А потом — просто перестаёт делать.
Цепочка выглядит так:





Так платить или не платить?
Я не говорю, что финансовое вознаграждение — это зло. Но важно понимать, где оно разрушает, а где поддерживает. Есть вещи, за которые лучше не платить ребёнку.
Особенно:




Когда ребёнок делает что-то сам — из желания, интереса, чувства ответственности — не лезьте туда с деньгами. Не превращайте это в сделку.

Источник
