«Яндекс» провел исследование российского рынка подержанных автомобилей на основе объявлений о продаже, размещенных в интернете. В ресурсе «Яндекс.Авто», который ищет объявления на 300 автомобильных сайтах, на конец сентября находилось около 800 000 объявлений о продаже (объявления о продаже одного и того же автомобиля, размещенные на нескольких сайтах, учитывались как одно предложение). Исходя из среднего срока размещения объявления — два месяца — и общей стоимости заявленных к продаже машин — 390 млрд руб. — аналитики интернет-компании оценили годовой оборот рынка в 2,3 трлн руб.
Распределение автомобилей по маркам, цене, возрасту и прочим характеристикам зависит от географии. Например, в приграничных регионах — Калининграде, на Дальнем Востоке и в Санкт-Петербурге — продается больше иномарок, чем в среднем по России. В этих же регионах выше доля машин с автоматической коробкой передач или дизельным двигателем, так как среди отечественных машин таких почти нет. Рядом с автозаводами отечественных производителей выше доля российских марок, машины младше, а объем двигателя меньше. Влияет на рынок и уровень жизни в регионе: чем он выше, тем больше продается почти новых машин и автомобилей с большим объемом двигателя.
В большинстве регионов России по количеству предложений лидируют подержанные автомобили «АвтоВАЗа» (марка Lada). Исключения — Новосибирск и Красноярск, где на первом месте Toyota (22% и 21% против 12% и 17% у Lada соответственно), а также Владивосток и Калининград, где модели «АвтоВАЗа» стоят на 13-м и 18-м местах.
В целом по России большая доля на российском рынке принадлежит автомобилям иностранных марок, часть из которых может быть отечественной сборки. Подержанных отечественных машин на рынке в среднем около 29%. В больших городах с высоким уровнем жизни, например в Москве и Петербурге, доля отечественных машин менее 20%, рядом с границей — в Калининграде и на Дальнем Востоке — всего 1%. Более 88% выставленных на продажу российских машин — это различные вазовские модели.
Самой массовой моделью отечественной марки на вторичном рынке «Яндекс» называет «девятку» Lada/ВАЗ 2109 (3,2% от всех объявлений), за ней идут Lada 2110 (2,9%), Lada 2107 (2,5%), Lada 2114 (2,4%) и Lada Priora (1,9%). Среди иномарок больше всего на вторичном рынке Ford Focus (2,3%), затем идут Volkswagen Passat (1,6%), Opel Astra (1,3%), Mitsubishi Lancer (1,3%) и Toyota Corolla (1,2%).
Аналитическое агентство «Автостат» приводило ранее другие данные о самых популярных моделях российского вторичного рынка (агентство учитывает не объявления, а сами продажи). Так, в сентябре 2012 г. доля марки Lada на вторичном рынке была чуть более 35%. Лидером модельного рейтинга была вазовская «семерка» Lada 2107, на втором месте — «деcятка» Lada 110. Среди иностранных производителей лидер среди марок Toyota (доля 12% рынка «секонд-хенда»). В модельном ряду подержанных иномарок лидер — Toyota Corolla, на втором месте — Ford Focus.