Вы тут про чревоугодие... А я нашел как то статью о другом грехе, вот вспомнил, решил выложить тут статью...
Самый страшный грех?..
Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, - это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом суть бесчеловечности.
Джордж Бернард Шоу
Написать эту статью меня заставил телевизионный репортаж, герои которого рассуждали о том, почему российская общественность так пассивно отреагировала на последние события в Москве и Кизляре.
Я бы сказала, что речь идет даже не о пассивности, а о крайней степени равнодушия населения к бедам других. Что же произошло со многими из нас? Почему мы стали равнодушными не только к ужасающим событиям в нашей стране и мире, но и к себе, к своим родным и близким? Почему мы равнодушно проходим мимо чужой беды и не протягиваем руку помощи нуждающимся, тем, кто нас просит о ней?
В равнодушии нам становится все равно, что происходит вокруг, больше ничто эмоционально не трогает, больше ничто не переживается нами как ценное. Происходит обесчувствование, эмоциональная закрытость от боли другого.
Равнодушие наступает тогда, когда насилие, преступность и беззаконие перестают быть единичными явлениями и становятся повседневным фоном жизни. Сначала все это вызывает эмоциональный шок, душевную боль, слезы. А потом наступает фаза апатии ко всему, что происходит вокруг.
Вот как писал об этом психотерапевт Виктор Франкл, переживший концлагерь: "Угасание нормальных чувств продолжалось и продолжалось. Вначале заключенный не мог выносить тех садистских экзекуций, при которых его заставляли присутствовать; он отводил взгляд от своих товарищей, часами приседавших и встававших в грязи в темпе, диктуемом ударами. Но проходят дни, недели, и он начинает реагировать иначе. Ранним утром, еще в темноте, стоит он в своей колонне у ворот лагеря перед маршем на работу; где-то рядом раздается вопль боли, он оборачивается и видит: его товарища ударами сбивают с ног, поднимают и снова сбивают. Почему? За что? Его товарищ болен, у него высокая температура, но, на его несчастье, жар начался только этой ночью и у него не было возможности своевременно измерить температуру в лазарете и остаться в бараке, как больному. Теперь его наказывают, как симулянта, отлынивающего от работы. Мучительная картина, но нашего заключенного, находящегося уже на второй стадии психологического реагирования, это уже не трогает. Равнодушно, как-то отрешенно, с тупым безразличием наблюдает он за происходящим".
Равнодушие - это особый механизм психологической защиты. Немецкий психолог Эрих Фромм назвал такой механизм автоматизирующим конформизмом.Фромм пишет: "Именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным "я" и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской некоторых животных: они настолько похожи на свое окружение, что практически неотличимы от него. Отказавшись от собственного "я" и превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой собственной личности".
Общепринятым шаблоном стала отрешенность от проблем других людей, сейчас норма в случае беды другого пройти мимо, надеясь, что с нами такого не случится.
Но если уж мы столь мало склонны защищать и помогать другим, то быть может, больше уважения мы проявляем к себе? Ежедневно мы подвергаемся мелким обидам, ущемлению нашего человеческого достоинства и, как правило, не реагируем на это. Даже если наша безопасность не подвергается угрозе, мы часто предпочитаем пассивную позицию, говоря себе, что в конце концов все это пустяки.
Американский психолог Мориарти и его сотрудники провели эксперимент, в котором подставные участники громко разговаривали в библиотеке колледжа или в кинозале, тем самым явно мешая своим ближайшим соседям. Лишь немногим более четверти последних реагировало на это, пересаживаясь на другое место. Остальные терпели...
В другом исследовании экспериментаторы создавали прямое столкновение жертвы со "злоумышленником". Последний выжидал момент. Когда какой-то человек собирался выходить из телефонной будки, и спрашивал его, не видел ли тот кольцо, которое он, кажется, забыл на коробке автомата. Получив, понятно, отрицательный ответ, "агрессор" продолжал настаивать: "А вы уверены? Некоторые берут чужие вещи сами того не замечая. Если вам не трудно, не могли бы вы вытряхнуть свои карманы?" В ответ на такую агрессию разозлился только один человек, трое других вежливо отказались, а остальные 80% вывернули карманы...
По мнению Мориарти, подобная пассивность-признак серьезной социальной проблемы. Она показывает, что из-за стрессов современной жизни и порождаемого ими чувства одиночества и безликости люди, похоже, пришли к мысли, что немногое в этой жизни заслуживает защиты, в особенности от незнакомых людей. И психолог заключает: "Законы, которые не выполняются, перестают быть законами, а [реклама], которые никто не защищает, очень быстро могут отмереть".
Так значит прав тот мудрец, который однажды заметил: "…это не имеет значения, ничего не имеет значения, все проходит…"? И, чтобы не сойти с ума в этом "раю", нам ничего не остается, как выработать иммунитет ко всему происходящему... А этой броней становится равнодушие, ставшее уже не виной, а всеобщей бедой... Как же с этим бороться?..
Существует мудрая поговорка - "Хочешь изменить мир - начни с себя".
Источник
Отредактировано Cuckermann (23-05-2010 14:57)
- Подпись автора
... но его остановила жалость. "Какая жалость, что у меня кончились патроны", - подумал он.